|
Иллюстратор
Никита Кривов
Никита Тимофеевич Кривов [1928]
лучшие работы — иллюстрации к книгам:
- Александр Насибов — Безумцы '1964 (Серия «Рамка»)
- Роберт Луис Стивенсон — Черная стрела ' (подарочное издание, 100 рисунков)
- Роберт Луис Стивенсон — Остров сокровищ ' (подарочное издание, 100 рисунков)
- Шекспир — Гамлет '
- Шекспир — Ричард III '
- Шекспир — Король Лир ' (5 графических листов)
- Жюль Верн — Дунайский лоцман ' (редкая книга)
- Жюль Верн — Кораблекрушение Джонатана ' (редкая книга)
- Вальтер Скотт — Айвенго ' (40 иллюстраций)
- Вальтер Скотт — Квентин Дорвард ' (40 иллюстраций)
- Ли Бо. Сборник стихотворений в переводе Вардвана Варжапетяна '
- Геза Гардони — Звезды Эгера '1956 (редкая книга).
- Иван Бунин — Окаянные дни ' (33 цветных рисунка.)
- Юрий Долгушин — Генератор чудес '1967 (Научно фантастический роман. Серия «Рамка»)
- Луи Буссенар — Похититель бриллиантов ' (60 иллюстраций, перо)
- Луи Буссенар — Капитан Сорви-Голова ' (30 иллюстраций. Цветная, черная тушь, перо)
- Виктор Гюго — Труженники моря '
- Виктор Гюго — Отверженные '
- Виктор Гюго — Избранные стихотворения (100 рисунков) '
- Оноре де Бальзак — Гобсек '
- Оноре де Бальзак — Обедня безбожника '
- Юрий Крымов — Танкер Дербент '1987
- Николай Самвелян — Казачий разъезд '1978
- Владислав Титов — Всем смертям назло '1975
- Фридрих Шиллер — Кубок '
- Шарль де Костер — Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке ' (70-80 рисунков в цвете)
- Омар Хайям — Путник со свечой '
- О. Генри — Сборник новелл '
- Лев Николаев — Марка из Анголы '1979
- Феликс Гра — Марсельцы '1965
- Карл Май — Сюркуф '
- Василий Ян — Батый '
- Лев Овалов — Двадцатые годы '1982
- Фёдор Решетников — Подлиповцы (Из жизни бурлаков) '1954
- Евгения Яхнина, Моисей Алейников — Семьдесят два дня (О героях Парижской коммуны) '1953
- Жюль Валлес — Инсургент '
- Луиза Мишель — Коммуна '
- Виктор Муратов — Дочь милосердия '1985
публикации:
- «Смена», журнал. 1970-1988 гг. Сериал Юлиана Семенова о Ф.Э. Дзержинском и ряд рассказов советских писателей.
- «Дружба», журнал. 1960-1980 гг.
- «Огонек», журнал. 1960-1980 гг. Статьи и рассказы о Парижской коммуне 1871 г.
- «Вокруг света», журнал. Джек Лондон. Неизвестная повесть. "Бюро убийств".
- «Пионер», журнал. Рассказы о Парижской коммуне.
- «Правда», «Известия», «Труд», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Советская Россия», «Книжное обозрение». Рисунки на темы: Парижская коммуна, Остров свободы.
- «Спутник», журнал. Рисунки на тему Великой Французской революции.
|
Родился Никита Тимофеевич 10 апреля 1928 г. в Московском Кремле в архиерейском доме, в семье профессионального революционера, члена ЦК, кандидата в Политбюро, наркома финансов Тимофея Степановича Кривова. Двенадцать лет отец работал заместителем Куйбышева, в Центральном Контрольном Комитете Рабоче-крестьянской инспекции, проводил партийные чистки. Сила этого органа, по слухам, пугала даже самого Сталина. Мать Никиты Тимофеевича — Шахновская Софья Васильевна — была достойной соратницей мужа. Она закончила партийный институт им. Герцена, работала в секретариате Молотова, затем стала главным редактором газеты «Экономическая жизнь».
Раннее детство Никиты прошло в окружении стен Кремля, среди таких необычных «игрушек», как Царь-колокол и Царь-пушка. Позднее семья Кривовых жила на даче в Серебряном бору и в особняке на улице Грановского, где их ближайшими соседями были С.М. Буденный, О.Ю. Шмидт.
Но эта благополучная жизнь внезапно оборвалась, как и для многих семей высокопоставленных партийцев того времени — времени партийных чисток. Расправляясь со своим окружением, Сталин не всегда направлял удар непосредственно на своих соратников — для особо приближенных лиц был придуман более иезуитский способ расправы — сажали жен. Так, по обвинению в терроре (58 статья) Софья Васильевна прошла все лагеря, Казахстан, Сибирь и вернулась в Москву только в 1955 г. (Часть ее печальной биографии вошла в известную книгу Солженицына «Архипелаг Гулаг».)
Отец Никиты, потерявший все как член семьи врага народа, лишился работы и не имел даже карточек на питание. Лишь помощь друзей спасла его и сына. Во время войны они уехали в эвакуацию в Уфу. К концу войны мальчик весил только 38 кг (при росте 1.85 м).
Но с самого детства Никита не переставал рисовать и к 14 годам уже твердо знал, что станет художником. По возвращении в Москву, случайно услышав по радио о Художественном лицее для высокоодаренных детей, он решает поступать туда. Для сына врага народа поступить в эту школу, где был конкурс 150 человек на место, было почти невозможно. Никите удалось скрыть свое происхождение и без экзаменов, на основании одних только конкурсных работ, поступить в 5 класс (который считался первым).
Спустя 5 лет, по окончании школы, он поступил в Суриковский институт, возглавляемый известным художником Герасимовым. Ранний интерес к графике обусловил выбор специализации на втором курсе. В 1951 г. вышла первая книга с иллюстрациями Кривова. Вскоре Никита Тимофеевич стал одним из создателей и членов горкома художников-графиков.
В период с 1951 по 2000 г. Никита Кривов создал серии иллюстраций и оформление к двумстам книгам. Это и классика мировой литературы, и произведения русских и советских писателей. Им было создано более 2000 работ, в том числе и собственный альбом «Париж коммунаров», где не только рисунки, но и подписи к ним созданы художником. Его творчество не прекращается ни на один день. Не так давно художником была подготовлена серия иллюстраций к новеллам О'Генри (издательство «Рипол классик»). Готовы к публикации работы по книге Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель», к повести Ивана Бунина «Окаянные дни».
Техника Кривова — это сложная, многослойная графика: работа черным карандашом, затем цветным — коричневым и зеленым, фломастерами (2–3 ярких цвета) и окончательная правка черным карандашом типа «кремль». Часто идет правка по оттиску, ксероксу или хорошо сделанной фотографии с оригинала меньшего размера: процарапывание, добавление туши — перо, штрих и обработка фломастером.
Тематика работ Кривова чрезвычайно многогранна. В первую в очередь это иллюстрации к произведениям мировой классической литературы. Следует отметить большой вклад художника в освещение темы Парижской Коммуны в период празднования ее столетия, несомненно, оказавшей огромное влияние на восприятие всех читателей семидесятых годов, с интересом следившими за публикациями о ней. Свидетельство этого — отзыв о творчестве художника, данный известным историком А. Манфредом: «Чтобы воспроизвести художественными средствами события прошлого, нужно глубоко и всесторонне изучить историческую эпоху, в которую они совершались. Эта задача обязательна для любого историка, пишущего о прошлом, она приобретает особое значение для художника. Никита Кривов сумел достичь именно такой степени проникновенности в дух эпохи. С удивительным мастерством он передает атмосферу восставшего Парижа...»
В 1970-1980-е гг. был издан альбом рисунков художника с текстом самого автора «Париж коммунаров» (издательство АПН). Все рисунки из этого альбома были многократно перепечатаны во всех центральных газетах. (В одной только в газете «Правда» более десятка раз).
Никита Кривов принял участие в более чем тридцати выставках, в том числе удостаивался неоднократных персональных выставок в ЦДРИ (4 раза) и в горкоме художников (6 раз).
Выставка в галерее «Юнион» в июне–июле 2000 года вызвала несомненный интерес общественности к творчеству художника. «Независимая газета», телеканал «Культура» отметили незаурядный талант и творческую индивидуальность Никиты Кривова.
Если у вас есть какая-либо информация об этом иллюстраторе или его работах, которая могла бы дополнить посвященный ему раздел — просим сообщить нам.
|
|